Google

суббота, 18 августа 2007 г.

Выпуск 14. Торговые стратегии и тактические приёмы. Часть пятая.(публикуется повторно)

Среди различных стратегий работы на фондовом рынке, есть так называемый «арбитраж» - игра на разнице цен на различных торговых площадках (например, между акциями в РТС и АДР на те же акции на Лондонской бирже). Для начинающего спекулянта (или инвестора) такой метод чаще всего недоступен, разве что, Вы имеете возможность покупать акции на внебиржевом рынке (у своих знакомых, скажем) чуть дешевле и продавать их потом на бирже чуть дороже…
Однако, есть вариант арбитражной торговли на одной площадке: когда используются 2 инструмента, котировки которых длительное время более или менее устойчиво кореллируют друг с другом. Это значит, что при росте одного инструмента, другой, как правило, теряет в цене и наоборот. Такой метод называется «торговля парами» или pair trading. В классике торговля парами предполагает противоположные позиции по инструментам: шорт в одном против лонга в другом при общей нейтральной позиции. Либо, если невозможен шорт, то вместо него используется позиция кэш (cash) по одному из инструментов. Иногда используется схема «лонг спот против шорт фьючерс» (или наоборот) в одном и том же эмитенте. В принципе, это хеджевая стратегия. Торговля парами требует тщательного изучения истории торгов интересующими Вас инструментами с определением некоторых закономерностей и, главное, величины спрэда, при выходе за границы которого, начинается возвратное движение в паре. Т.е. для рассматриваемого метода торговли надо найти такую пару инструментов, у которой спрэд колеблется в некоей узкой зоне, независимо (!) от того, растёт рынок или падает. Надо понимать, что найденное соотношение – не закон, и может быть легко нарушено при каких-то условиях (например, при изменении фундаментальной оценки одной из компаний). Следовательно, торговля парами требует постоянного мониторинга и гибкости.
Очень часто на российском фондовом рынке в качестве пар выбирают обыкновенные и привилегированные акции одного эмитента, но известны и другие варианты (хотя, как мне кажется, они не так логичны). При использовании пары «обычка – преф» в одном эмитенте правильным будет вычисление отношения цены об./прив., к которому тяготеет рынок (периодически возвращается). Это соотношение время от времени меняется: если растёт, - значит цена привилегированной акции «отстаёт», и её можно добавить в портфель за счёт продажи выросшей «обычки», если падает, - значит «префы» можно сократить и добавить «обычки». Данная стратегия применяется как при портфельном инвестировании (тогда пар может быть несколько), так и при интрадее (скальпировании). Однако, использовать такую стратегию следует не ранее, чем Вы освоитесь на рынке, наберёте какую-то свою статистику наблюдений за поведением акций и не научитесь анализировать графики. Попытка применить её в том упрощённом варианте, который изложен выше, вряд ли принесёт успех: рассказал я о данной стратегии, чтобы Вы имели информацию о такой возможности, - если захотите воспользоваться этим методом, то почитайте сначала специальную литературу на соответствующую тему.
Продолжение следует.

среда, 15 августа 2007 г.

Выпуск 13. Торговые стратегии и тактические приёмы. Часть четвёртая.(публикуется повторно)

Другой вариант «выкупа дипов» происходит в процессе применения стратегии «игры на новостях». Вообще, понятно, что рынок акций очень чутко реагирует на различного рода новости макроэкономического характера, а также на информацию об отдельных компаниях (корпоративные новости). При этом реакция рынка отражает не только объективное влияние озвученного события на возможные прибыли или убытки, но и психологическое восприятие новости участниками рынка (а это, в конечном счёте, люди – домохозяйки, аналитики, фондовые «гуру»). Как раз учёт психологического эффекта от новой информации и его соответствия реальному влиянию происшедшего события на будущие прибыли и лежит в основе стратегии «игра на новостях». Это довольно сложная и не очень надёжная стратегия, тем более что подавляющее большинство новостей, вносящих возмущение в котировки, носит краткосрочный и малозначимый характер (тут опять мы имеем дело, скорее, с тактическим приёмом). Но бывают новости, кардинально и на долгий срок меняющие отношение к рынку (война, экономический кризис, дефолт), отрасли (появление альтернативы, законодательные или налоговые изменения) или отдельной компании (Юкос в России, Энрон в США, Пармалат в Италии). Собственно, такие новости адекватно воспринимает большинство участников рынка (как правило). Тем не менее, далеко не все способны быстро (иногда мгновенно) оценить последствия новости и принять кардинальное решение (вплоть до «переворота» по всему портфелю).
Если же новость не носит долгосрочного характера, то игроки на новостях применяют тактику скальпа: совершают (если удаётся) продажу либо покупку с «толпой» в первый момент после выхода информации и затем закрывают эту сделку чуть ниже (выше) в предположении, что цена вернётся на исходный уровень. И действительно, очень часто так и бывает! В чём тут причина? В психологическом восприятии информации: инвесторы склонны реагировать на новость более бурно чем стоило бы и, что немаловажно, при таких резких движениях существует инерция, забрасывающая цены дальше, чем следовало бы… Это происходит, опять-таки, по причине чисто психологической: те, кто не успел продать (купить) в первую минуту, начинают погоню за котировками и загоняют цену ниже (выше) того уровня, когда уже можно было бы остановиться и начать покупать (продавать). Другой вариант восприятия информации – оценка адекватности котировок новостям (иногда говорят, что «новость уже заложена в цену»). Например, все ждут хорошего квартального отчёта компании, и под это идёт рост котировок (покупка). Выходит отчёт, причём, ожидаемо позитивный, - и что мы видим? Те спекулянты, которые покупали акцию в расчёте на отчётность, начинают фиксировать прибыль (они брали бумагу на короткий период – скальпировали), а те, кто имел её в портфеле раньше, хотя и не продают, но и не покупают, ибо могли это сделать по более низким ценам. И вот на хорошем отчёте котировки идут вниз (если бы отчёт оказался много лучше прогноза, мог бы продолжиться рост). Недаром существует фондовая пословица (почти правило!): «Покупай на слухах, продавай на фактах».
Продолжение следует.