Google

воскресенье, 29 июля 2007 г.

Выпуск 6. Немного о рисках и лимитах.(публикуется повторно)

Возвращаясь к составлению торгового плана (неважно – на какой срок), хочу сделать несколько замечаний по так называемым лимитам. В нашем с Вами случае, - когда мы говорим об интернет-торговле акциями российских эмитентов на ММВБ, - под лимитами я понимаю предельные размеры позиций по отдельным инструментам (например, акциям)… А кто вообще сказал, что мы будем иметь на счёте по несколько разных инструментов (акций) одновременно? Ну… тут всё от нас зависит, но есть на финансовых рынках такое понятие, как риски инвестирования. Интуитивно мы все понимаем, что «кто не рискует…», однако, риски должны быть минимизированы (по возможности) и находиться под нашим контролем. Как это сделать? Первая идея, которая возникла во тьме веков на заре инвестирования активов и имела, конечно, эмпирическое происхождение, - «не класть все яйца в одну корзину». Таким образом, можно уменьшить риски потерь при каких-то непредвиденных негативных событиях, относящихся к определённой компании-эмитенту либо некоей отрасли. Понятно, что события вокруг Ходорковского и компании Юкос отразились на котировках акций компании, и тот, кто по каким-то причинам держал значительные активы (деньги) в данном инструменте (акции Юкоса), понёс ощутимые потери в момент резкого снижения стоимости ценных бумаг. Поэтому одним из самых распространённых подходов к инвестированию является диверсификация рисков путём формирования инвестиционного ПОРТФЕЛЯ (слышали, конечно), в который включается целый набор инструментов в неких пропорциях или долях. При этом, каждый инструмент может сам представлять собой портфель.
Пример: инвестиционный фонд имеет в портфеле такие объекты инвестиций как недвижимость (40% активов), ценные бумаги (40%), фьючерсы на валюту (10%), венчурные проекты (10%). Ценные бумаги в свою очередь делятся на акции, облигации, производные инструменты. А акции делятся по секторам экономики – нефть, электроэнергетика, банки, связь, металлы и т.д. И только в секторе нефти мы видим конкретные наименования эмитентов (напр. Лукойл, Роснефть, Татнефть…).
По поводу портфельного инвестирования и теории управления портфелем ценных бумаг написаны горы книг и учебников. Чтобы не утонуть в этом достаточно специальном объёме информации, попробуем сформулировать несколько простых правил, которых будем придерживаться на начальном этапе накопления опыта.
Начиная работать на бирже, постарайтесь ограничить для себя набор инструментов (акций эмитентов), изменения котировок которых Вы будете отслеживать. Причём рекомендую первые полгода – год работать только с наиболее ликвидными бумагами (из списка А-1, в крайнем случае, А-2). Из выбранного перечня выделите половину – две трети для портфеля. Далее, постарайтесь составить для себя структуру портфеля в процентах от общей суммы инвестирования…
А сколько это – сумма инвестирования? Тут тоже подходы могут быть различными в зависимости от предполагаемой стратегии торговли. Поначалу, когда Вы ещё не очень уверенно ориентируетесь в потоке биржевой информации, вряд ли стоит увлекаться «интрадеем». Тут я бы рекомендовал применить такой подход: примерно 50-70% Ваших средств Вы инвестируете на некоторый срок (если рыночная ситуация к тому располагает, конечно!) в соответствии с принятым решением о структуре портфеля, а остальные 30-50% используете для маржинальной торговли внутри дня. Соотношение цифр – дело вкуса и темперамента, но через некоторое время Вы сами найдёте оптимальную для себя пропорцию (главное здесь: анализировать результаты своих трейдов и объяснять причины неудач или успехов самому себе). Определившись с суммой, делите её на три-четыре (не более) сектора, например: нефть и газ (40%), электроэнергетика (20%), металлургия (20%), банки (20%). Далее выбираете эмитентов в каждом секторе (2-3). Если не найдёте двух, а только одного (например, в банковском секторе – Сбербанк), то тогда стоит подумать о снижении доли данного сектора в портфеле…
«Поколдовав» немного с цифрами, мы наконец определили структуру портфеля и готовы к покупкам. Вот тут главное, - не совершить типичную ошибку начинающего, а именно: проинвестировать все подготовленные средства без оглядки на рыночную ситуацию! Вообще, определение точки входа в рынок – краеугольный камень экономической теории Маркса! То есть, я хотел сказать – краеугольный камень торговой стратегии. Но об этом – далее.
Продолжение следует.

Комментариев нет: